Юристы. Налоговые консультанты.

2021 год - 22 года плодотворной юридической практики

Новости



На повестке дня

04.03.2014

Трансфертное ценообразование

С 1 января 2012 года Налоговый кодекс РФ был дополнен разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами».

В этом разделе содержатся нормы, регулирующие вопросы взаимозависимости лиц для целей налогообложения при применении трансфертного ценообразования. Налогоплательщик теперь обязан уведомлять налоговые органы о совершении им контролируемых сделок, а также предоставлять документы, обосновывающие соответствие цен сделок рыночным.

Введенные нормы фактически заменили статьи 20 и 40 НК РФ, по которым контролировались применяемые цены для налогообложения до 2012 года. И полностью соответствуют международным принципам регулирования трансфертного ценообразования, в основе которых положено «Руководство по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств» (Transfer pricing guidelines for multinational enterprises and tax administrations), принятое Комитетом по налоговым вопросам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 25 июня 1995 года:

  • введено новое понятие контролируемых сделок;
  • установлены критерии отнесения налогоплательщиков к категории взаимозависимых лиц;
  • расширен перечень оснований для проведения мероприятий налогового контроля и осуществления дополнительных налоговых проверок;
  • установлен механизм корректировки данных налогового учета и размера налоговых обязательств в случае пересмотра договорных и фактически примененных цен по контролируемым сделкам.

Основное требование раздела V.1 НК РФ состоит в том, что взаимозависимые лица должны применять принцип вытянутой руки, под которым понимается использование для налогообложения цены, которую использовали бы независимые лица в сопоставимых условиях.

Налогоплательщики должны определять интервал рыночных цен и на основе этого принципа скорректировать свои налоговые обязательства, в случае если цены, примененные в контролируемой сделке, отличны от рыночных.

Контролю со стороны налоговых органов подлежат цены по сделкам между взаимозависимыми лицами, а также приравненным к ним сделкам. При определении того, является ли сделка контролируемой, учитываются, в частности, следующие факторы:

  • взаимозависимость сторон сделки;
  • предмет сделки;
  • страна резидентства сторон сделки;
  • режим налогообложения, применяемый сторонами сделки;
  • сумма доходов по всем сделкам между сторонами анализируемой сделки.

Подготовка уведомления о контролируемых сделках

НК РФ предусмотрены сроки подготовки уведомлений о контролируемых сделках и трансфертной документации за 2013 год:

  • уведомления о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с НК РФ в 2013 году, должны быть направлены налогоплательщиком в налоговый орган в срок не позднее 20.05.2014 г.
  • трансфертная документация в отношении контролируемой сделки (группы однородных сделок), доходы и (или) расходы по которой (которым) признаются в соответствии с 25 главой НК РФ в 2013 году, может быть истребована у налогоплательщика, не ранее 01.06.2014 г. Срок представления 30 дней.

Требования к документации по трансфертному ценообразованию 

В соответствии с НК РФ налогоплательщик по требованию налогового органа обязан представить документацию, обосновывающую соответствие цен, примененных в контролируемых сделках, рыночному уровню. При этом НК РФ не устанавливает формы такой документации, однако содержит требования к ее содержанию.

Документация по трансфертному ценообразованию в отношении контролируемой сделки должна содержать:

  • сведения о сторонах контролируемой сделки и их деятельности, связанной с контролируемой сделкой;
  • описание контролируемой сделки и ее условий, включая описание методики ценообразования;
  • о функциях, рисках и активах сторон контролируемой сделки;
  • причин выбора и способа применения используемого метода для анализа цен по сделке;
  • указание на используемые источники информации;
  • интервала рыночных цен/рентабельности по сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
  • сумма полученных доходов (прибыли) и/или сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения сделки, полученной рентабельности;
  • сведения об экономической выгоде, получаемой сторонами контролируемой сделки;
  • о прочих факторах, которые оказали влияние на цену/рентабельность по сделке;
  • произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога (в случае их осуществления).

Налогоплательщик также вправе предоставить иную информацию, подтверждающую соответствие коммерческих и/или финансовых условий по сделке рыночным.

Непредставление уведомления о совершении контролируемых сделок

Статьей 129.4 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в налоговые органы уведомления о контролируемых сделках или предоставление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Размер штрафа в указанных случаях составляет 5 000 руб.

Несоответствие цен по контролируемым сделкам рыночному уровню

НК РФ наделяет налоговые органы правом проверять соответствие рыночному уровню цен по контролируемым сделкам для проверки полноты исчисления и уплаты следующих налогов:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц, уплачиваемый в соответствии со статьей 227 НК РФ;
  • налог на добычу полезных ископаемых (в случае если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
  • на добавленную стоимость (в случае если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).

Если налоговые органы выявят, что в результате отклонения цен по контролируемым сделкам от рыночного уровня налоговая база по указанным налогам занижена, они произведут корректировку соответствующих налоговых баз, исходя из рыночных цен, определенных в соответствии с НК РФ.

 

В результате такой корректировки налогоплательщику будут доначислены соответствующие суммы налогов, кроме того, начислены штраф и пени.

 

В общем случае размер штрафа составляет 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей. Однако в отношении сделок, совершенных в 2012-2013 гг., штраф применяться не будет (т.е. будет только доначислен налог и соответствующие суммы пени), а в отношении сделок, имевших место в 2014–2016 гг., штраф уже составит 20% от неуплаченной суммы налога.

 

Важно отметить, что налогоплательщик освобождается от указанного штрафа при условии представления им в налоговые органы документации, обосновывающей рыночный уровень цен по контролируемым сделкам в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ или установленным соглашением о ценообразовании.

Кроме того, на основании пункта 6 статьи 105.16 НК РФ налоговый орган, проводящий налоговую проверку и обнаруживший факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены налогоплательщиком, самостоятельно извещает ФНС России о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.

Услуги специалистов нашей компании в области трансфертного ценообразования включают:

  • консультирование по вопросам разработки методологии трансфертного ценообразования;
  • анализ и диагностика рисков трансфертного ценообразования и подготовка рекомендаций по усовершенствованию существующей политики ценообразования;
  • обоснование используемой методологии и соответствия текущих цен сделок рыночным;
  • помощь в подготовке документации по трансфертному ценообразованию с целью обоснования рыночного уровня применяемых цен для целей налогообложения;
  • помощь в подготовке уведомлений по контролируемым сделкам.

Возврат к списку